
Жилле проявил себя не только на педагогическом поприще. Мастер позднего, уходящего барокко, он за 20 лет пребывания в России создал галерею портретов, ряд статуй и работ декоративно-прикладного плана.
О его жизни во Франции известно очень мало. Родился Никола Франсуа Жилле 2 марта 1709 года в небольшом французском городке Мец и там же обучался азам скульптурного дела. Переехав в Париж, он поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где за успешную учебу был отмечен наградами. Первую премию Жилле получил в 1743 году за барельеф «Давид, подчиняющийся воле Господа, поразившего его королевство чумой». Вторую - в 1745 году за рельефное произведение «Соломон переносит ковчег завета в храм».

За свои работы Жилле приобрел во Франции известность мастера «лепить аллегорические группы богов и богинь древности». При этом его луврский «Парис» явно уступал произведениям таких известных современников, как Адан, О. Пажу, К Клодион, Ж.Б. Пигаль. Вероятно, во время пребывания в Италии Жилле проявил интерес к новому стилю - ранней форме просветительского классицизма, в котором он создал декоративное оформление одного из парижских отелей и выполнил две композиции в круглой скульптуре.
У себя на родине Жилле исполнил скульптурную группу с характерным для барокко мотивом, где присутствуют аллегорические изображения «Лето» и «Осень», представленных в виде двух женщин: молодой - полуобнаженной, одетой с элементами сдержанного эротизма, и старой. Эта композиция в начале XX века находилась в частном собрании А. Зелигмана в Париже, а потом ее следы затерялись.
Второе произведение Жилле, тоже созданное во Франции, а затем привезенное им в Россию и в дальнейшем бесследно пропавшее, известно лишь по зарисовке Н.Г. Чернецова, сделанной живописцем в первой половине XIX века, - «В Русском музеуме» П.П. Свиньина. Скульптура была выполнена около 1765 года и называлась «Фригиец, играющий в кости», где явно присутствовали отголоски рококо.
Судя по рисунку, тело мальчика развернуто свободно в пространстве, что придает естественность и непринужденность позе, а его образ наполнен своеобразным детским очарованием и грацией (от рококо), при этом ясность композиции и тема, связанная с жизненной тематикой, говорят о проявлении здесь черт раннего просветительского классицизма.
В 1757 году Жилле получает приглашение от всесильного фаворита Елизаветы Петровны И.И. Шувалова приехать в Россию для преподавания скульптуры в санкт-петербургской Академии трех знатнейших художеств. Прибыв в 1758 году в российскую столицу, он делает здесь завидную карьеру. Вначале Жилле вел в Академии уроки рисования, учил «леплению из глины и копированию с произведений лучших мастеров». С 1764 года он возглавил группу учеников орнаментальной скульптуры, а с 1766 года стал руководителем основного скульптурно-статуйного класса. В 17б5 году «за указанное усердие и искусство» Жилле присваивают звание профессора, а через два года назначают на должность адъюнкт-ректора. При этом он неоднократно исполнял должность директора и был бессменным членом Совета Императорской Академии художеств. Воплощая идею основателя Академии Шувалова, Жилле организует важный для будущих скульпторов натурный класс, где после предварительного обучения рисунку и копированию с произведений выдающихся ваятелей учащиеся лепили с натуры. В сохранившихся ныне рельефах его учеников: Шубина, Замараева, Гордеева, Мартоса, Козловского, Щедрина, Прокофьева - явно видны принципы барокко, для которых характерна живописно-пространственная трактовка скульптурной поверхности.
Не ограничиваясь преподавательской деятельностью, Жилле проявил себя в эти годы и в качестве скульптора, выполняя специальные заказы императорского двора и участвуя в разработке поручаемых Академии художеств проектов. В 1760 году он исполнил по приказу Шувалова, действовавшего по указу Сената, несколько моделей надгробия Петру I (не были воплощены). За время пребывания в России Жилле создал ряд монументально-декоративных скульптур и портретов представителей русской аристократии, в которых просматривается связь с традициями позднего барокко и рококо. К этим произведениям относятся скульптуры, созданные им в период работы в Академии: «Аллегория Живописи» (1758-1760, гипс), «Амур» (1770, мрамор, музей-заповедник «Царское Село») и «Купальщица» (1771, бронза), свидетельствующие о его прекрасном даре композиции. В стилистике барокко мастерски и с большим вкусом он исполнил «Портрет графа ИМ. Шувалова» (начало 1760-х, гипс) - основателя и первого президента Академии трех знатнейших художеств, запечатленного с гордо поднятой головой и выражением своей значимости на лице. Так же тонко и проникновенно он выполнил бронзовый портрет юного великого князя Павла Петровича (около 1765, бронза). Великолепно схвачено шаловливое выражение лица Павла со вздернутым носом, а в повороте головы, слегка приподнятой кверху, умело подчеркивается его малый рост. В развивающихся в разные стороны лентах и складках одежды также ощутимо легкое движение. Композиция этого бюста построена на контрасте между широкой частью тела в области плеч, зрительно расширенного мантией, покрывающей плечи Павла, и узкой подставкой. Жилле не передает присущие Павлу некрасивость и даже уродливость, а пытается в духе рококо создать образ привлекательный и несколько забавный. Но в самой лепке портрета нет чувственного впечатления о тонко-нежной коже ребенка, его волосах, материале одежды. Для бюста характерна однообразная и довольно скучная обработка поверхности.
На высоком профессиональном уровне выполнен подписанный автором мраморный бюст конференц-министра, графа П.И. Шувалова (1759, мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот большой поясной портрет с широким разворотом плеч исполнен в характерной для Жилле манере с несколько тяжеловатой пышностью и обилием деталей: орденов, лент, небрежно накинутой на плечи меховой шубой. Лицо графа тщательно вылеплено и явно с большим портретным сходством. Не давая глубокой психологической характеристики, скульптор сумел все же создать убедительный внешний образ русского вельможи елизаветинского времени.
Созданный Жилле портрет Петра I (1760-е, мрамор) намного уступает по своим образно-пластическим качествам безупречно и мастерски решенному портрету Петра I работы Б.К. Растрелли.
Выполняя заказы Канцелярии от строений, Жилле участвовал в пластическом оформлении интерьеров Зимнего дворца, которые были уничтожены во время одного из пожаров. Он является автором двух парных ваз (1744, мрамор) для Павловского дворца с довольно сложными барочно-рокайльной композицией, формой и сюжетами. В вазе, обрамленной по бокам двумя большими женскими головками, преобладает морской мотив, изображающий полулежащих в неге и нежно обнимающихся двух морских девушек - сирен. В другой - верхнюю часть украшают две объемные козлиные головы с мощными рогами и гирлянда из гроздьев винограда. На поверхности центральной части вазы помещена сценка с изображением танцевального хоровода прекрасных девушек в честь бога вина Вакха.
Никола Франсуа Жилле прожил в Петербурге до 1778 года, а вернувшись во Францию, долгое время получал жалованье от российского правительства за наблюдение за русскими пенсионерами, обучающимися в Париже скульптуре. Умер этот замечательный педагог в возрасте почти 82 лет, 7 февраля 1791 года.
Дополнительные материалы:
Галерея "Шедевры". Никола Франсуа Жилле.
Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.
Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group