Содержание материала
14 января 1506 года, посадив на плечи сынишку, архитектор Джулиано да Сангалло шагал по уходившей круто вверх улочке. Остановившись возле приземистого дома, он принялся стучать в дверь.
Никто не отвечал.
«Маэстро,— крикнул он,— да откройте же, маэстро! У меня великолепная новость. Тут неподалеку, в винограднике, крестьянин нашел древнюю статую».
Послышался шум отодвигаемого засова.
«Чем стучать попусту, давно бы так и сказал,— угрюмо заметил Микеланджело, появляясь на пороге своего дома.— А то стучишь, будто не знаешь, что я не люблю, когда мне мешают работать. Так где же статуя?»
«Здесь неподалеку,— улыбаясь, ответил Сангалло.— Сейчас ее начнут раскапывать».
...Вначале высвободилась из земляного плена рука. Потом появилась голова немолодого бородатого мужчины: гримаса страдания исказила его лицо. Затем стали видны вздувшиеся кольца змеи. Крестьяне продолжали трудиться. Мрамор был чистый, красивый, белый, словно и не лежала в земле статуя. Скульптура оказалась многофигурной — целая композиция. Помимо мужчины — еще и два мальчика, один постарше, другой помоложе. Смертоносные змеи обвились вокруг мальчиков и отца.
«Лаокоон! — воскликнул Сангалло.— Это Лаокоон! Тот самый, о котором писал Плиний Старший».
Новость мгновенно распространилась по Риму. Со всей округи тянулись люди. Вокруг ямы пришлось выставить охрану. Потом прибыла ватиканская стража: папа Юлий II еще за несколько лет до этого оставил за собой право приобретать все понравившиеся ему античные статуи. Покровительство искусству он считал одним из действенных средств укрепления своего авторитета и усиления папской власти.
Античность в ту пору — после долгой ночи средневековья — начинала властвовать над умами. Наступало время Возрождения: в древних рукописях, в творениях античного искусства изумленная Европа открывала для себя неведомые страницы истории и культуры.
Найденную группу Юлий II купил у владельца виноградника Феликса да Фредди, уступив ему пожизненно доходы с заставы Порте Сан Джованни.
Виноградник, так утверждали некоторые, находился на месте, где некогда стоял дворец царствовавшего в 79—81 годах императора Тита. Виноградник на месте дворца — это в Риме в начале XVI века было делом обычным. После бесконечных многовековых войн и нашествий повсюду в ту пору зияли целые кварталы разбитых и сожженных домов, и немало городских участков было занято под огороды или виноградную лозу. Только начинал еще город заново отстраиваться, и не существовало ни храма святого Петра, ни многих других пользующихся ныне мировой славой строений.
Резиденция папы, Ватикан (108,7 акра земли), располагалась на том месте, где император Гай Калигула, правивший в 37—41 годах нашей эры, соорудил цирк, а Нерон, царствовавший в 54—71 годах, велел разбить сад. Ныне на этой небольшой территории, помимо собора св. Петра, самого большого христианского храма, начатого постройкой еще Донато Браманте в 1506 году и завершенного в 1603-м, и созданной Джованни Лоренцо Бернини колоннады, размещается несколько ватиканских дворцов и всемирно известных музеев, часовен, капелл, архивов, библиотека и дворец приемов на четырнадцать тысяч человек. Среди капелл — знаменитая Сикстинская, с фресками Микеланджело. А в музеях и галереях — множество шедевров: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Фра Анжелико, Тициан, Корреджо. При папе Иннокентии VIII в 1490 году вблизи от Ватиканского дворца был воздвигнут Бельведерский дворец. По поручению папы Юлия II в 1503 году Браманте соединил его с Ватиканским дворцом двумя великолепными галереями.
...Найденную статую помещают во Дворе статуй в Бельведере. Здесь для нее сооружают особую нишу. Следует заметить, что скульптурная группа, хотя, в общем, сохранилась хорошо, была не без изъянов: отсутствовали правые руки у отца и у младшего сына и так и не нашлась кисть правой руки старшего сына.
Плиний Старший (а он жил в 23—79 годах) был не только писателем, но и ученым. Его «Естественная история» в 37 книгах стала в античности своего рода энциклопедией. По ней вполне четко можно представить себе круг и уровень знаний в Древнем Риме по космографии, биологии, географии, медицине, минералогии и многим другим наукам. Погиб Плиний во время извержения Везувия, в мае 79 года. Движимый любовью к науке, он захотел, подъехав поближе, понаблюдать за страшным явлением. («Мы видели, как море отходит от берега, земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя,— писал впоследствии его племянник, усыновленный им Кай Плиний Цецилий Секунд, получивший известность под именем Плиний Младший.— Оно отступало: на песке лежало много морских животных. С другой стороны, со стороны Везувия, в черной, страшной туче, там и сям вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими».)
Именно в «Естественной истории», в которой содержались сведения и по истории искусств, быту и экономике, Плиний упомянул о «Лаокооне», «находящемся во дворце императора Тита». Это произведение, подчеркивал он, «надо поставить выше всех памятников и скульптур». И еще он писал, что Лаокоона и его сыновей и удивительные изгибы змей сделали, по общему решению, из одного камня величайшие художники Агесандр, Полидор и Атенодор, родосцы.
По просьбе папы Юлия II исследование найденной скульптуры предпринимает Микеланджело. И приходит к выводу, что три фигуры, вопреки Плинию, изваяны из двух кусков мрамора. По меньшей мере, четыре скрепы насчитывает он. То же подтверждает и скульптор Джованни Кристофано. «Это, однако,— подчеркнет в своем написанном в июне 1506 года — по следам находки — письме писатель-гуманист Чезаре Тривульцио,— не мешает всем вполне справедливо считать, что статуя великолепна и поистине бесценна».
...Скрепами называли (впрочем, называют и поныне) прямоугольные пластинки, с помощью которых на мраморных статуях присоединяют к корпусу отдельно изваянные части тел. Как правило, скрепы свидетельствуют о том, что перед нами копия произведения. Копия, выполненная в мраморе с оригинала, сделанного в бронзе. Скульптор, высекающий свое произведение из мрамора, обычно не пользуется скрепами: он прибегает к драпировкам или другим элементам, органически связанным с композицией.
Первым, кто вскоре после открытия реставрировал найденную скульптуру, был Баччо Бандинелли, флорентийский художник и скульптор, живший в ту пору в Риме. Впрочем, поскольку по распоряжению папы была сделана копия, то Бандинелли свою реставрацию осуществил на этой копии. Вскоре, однако, папа пожелал реставрировать саму находку. Микеланджело рекомендовал ему своего ученика и помощника Монторсолли. Сохранились сведения, что Монторсолли исполнил это в глине. Нынешняя реставрация была осуществлена позднее, в XVIII веке скульптором Корнаккини.
Знаменитую скульптуру видели поколения и поколения людей.
Но что, собственно, в основе мифа о Лаокооне? Полнее и лучше всего об этом рассказано в знаменитой поэме древнеримского поэта Вергилия «Энеида». Она была написана в I веке до нашей эры.
- Назад
- Вперёд >>