Петровские скульпторы
Первыми скульпторами в России, работавшими в стиле барокко, стали иностранцы: А. Шлютер, К. Оснер, Н. Пино, Б.К. Растрелли, которые были, по выражению дореволюционного исследователя Н.Н. Врангеля, «преобразователями старого и насадителями нового искусства». Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретая качественно новый характер.Искусство барокко было направлено на создание пафосно-торжественных произведений, представляющих триумф нации и монархии, победившей в Северной войне и утвердившейся на Балтийском море.
Несомненным реформатором русской скульптуры был итальянец Бартоломео Карло Растрелли, приглашенный на русскую службу для увековечивания «славных деяний Петра» и для работы над его памятником. Затем он продолжил свою творческую деятельность в области станковой и монументально-декоративной пластики в правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Растрелли становится мастером барочного индивидуализированного портрета и создателем типичного образа эпохи в конной статуе Петра I, бюсте Петра I и скульптурной группе “Анна Иоанновна с арапчонком”.
При Елизавете Петровне индивидуализированный портрет не получает такого развития, как при Петре, и на первое место выходит декоративная пластика. Множество скульпторов и резчиков работало над украшением великолепных дворцов, фонтанов и парков, создавая огромное количество всевозможных кариатид, масок, затейливых орнаментальных и скульптурных композиций.
Представителем «елизаветинского» барокко являлся француз Никола Франсуа Жилле, автор пышных парадных портретов, декоративных статуй и ваз. Его заслуга в том, что он в течение двух десятилетий возглавлял скульптурный класс в основанной И.И. Шуваловым Академии трех знатнейших художеств, где под его руководством обучались русские ученики, среди которых был впоследствии великий русский портретист Ф.И. Шубин.
В творчестве Федота Шубина, бывшего холмогорского резчика, своеобразно слились европейский художественный опыт, полученный им в результате обучения у Жилле и в мастерских Парижа, Рима и Лондона, с истоками народного творчества. Находясь под влиянием барокко и рококо, он, в отличие от французских скульпторов, достигает в своих портретах большой простоты и жизненной убедительности.
В конце XVIII века портреты Шубина, направленные на живое и точное воспроизведение натуры и чуждые идейным абстракциям, уже не соответствовали эстетике и художественной практике нового утверждающегося стиля, пришедшего на смену барокко. Критикуя барокко за приверженность к пышности и чрезмерному великолепию, представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и республиканского Рима. Современные прогрессивные идеи, выраженные в аллегорической и символической форме, получили отвлеченное иносказательное выражение в произведениях скульпторов-классицистов: М.И. Козловского, Ф.Г. Гордеева, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева.
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты