Слиятельная функция постамента
Взглянем на развитие функции постамента и общей концепции статуи и ее взаимодействия в ансамбле.
Изолирующая тенденция и связь с церковью
В Памятнике Гаттамелаты преобладает изолирующая тенденция постамента (не случайно памятник установлен на значительном расстоянии от церкви). Однако скульптор предпринял меры, чтобы статуя была связана с церковью, "укрепив" ее на площади, но это было сделано в чисто геометрическом, линейном стиле — статуя была размещена таким образом, что скаты крыши направлены к ней.
Переход к динамичному стилю барокко
Эта в целом статическая связь уже не удовлетворяла Микеланджело, и он прибегает к приему, который можно рассматривать как переход к динамичному стилю барокко. Очень показательна композиция капитолийской площади и расположение в ее центре древнеримской статуи Марка Аврелия, предпринятая Микеланджело. Постамент этой конной статуи значительно ниже, чем принято в эпоху Ренессанса. Уровень площади поднимается от окаймляющих площадь зданий к центру, к подножию статуи, с помощью овального кольца ступеней. Таким образом, статуя, находящаяся в центре площади, оказывается связанной и с зданиями, и с окружающим пространством.
Органическая связь и полное слияние со статуей
Тем не менее, связь, которую стремится создать Микеланджело, — это связь в абстрактном, геометрическом, а не органическом или психологическом смысле, которая объединяет статую с окружающим миром. Эпохи, следующие за эпохой Возрождения, стремятся к более органической связи, к полному слиянию со статуей и постаментом, слиянию с воздухом, пейзажем и окружающей жизнью до полного исчезновения границы между реальностью и изображением.
Конный памятник великому курфюрсту
Например, конный памятник великому курфюрсту, установленный Шлютером в Берлине на площади перед дворцом (ныне в Шарлоттенбурге). Конь не делает мощного шага, как в памятниках эпохи Возрождения, а бежит легкой рысью. Постамент низкий, на его углах расположены волюты, они как бы подхватывают движение всадника и передают четырем аллегорическим фигурам рабов, пригвожденным у подножия основания. В этом памятнике можно говорить о сочетании тектонических и динамических связей скульптуры с окружающим пространством.
Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group