Станковая русская скульптура
Конец 1830-х — 1840-е годы стали временем перелома и поиска новых путей в русской скульптуре. Монументально-декоративные и монументальные формы, играющие большую роль в искусстве классицизма, постепенно уступают место станковым. Начинает более активно развиваться демократическая линия скульптуры, ориентированная на социальные запросы времени и отражение жизни народа.Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Н.С. Пименова «Парень, играющий в бабки» и А.В. Логановского «Парень, играющий в свайку», привлекшие к себе всеобщее внимание новизной содержания и непосредственной передачей образов.
Этот период отмечен дальнейшим утверждением народных тем и сюжетов, о чем свидетельствовала выставка в Академии художеств в 1839 году, на которой были экспонированы статуи «Мальчик-рыбачок» П.А. Ставассера и «Игра в городки» А.А. Иванова.
Ощутимую лепту в развитие станковой реалистической скульптуры внес своей деятельностью Н.А. Рамазанов, являясь организатором и руководителем скульптурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из стен которого вышли известные жанристы С.И. Иванов и М.А. Чижов.
Скульптура вслед за литературой, театром и живописью значительно раздвигает рамки охвата жизненных явлений повседневной действительности, круга интересующих ее людей, принадлежащих к различным слоям общества.
Большие достижения в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века были сделаны мастерами молодого поколения: С.И. Ивановым, Ф.Ф. Каменским, Чижовым, Е.А. Лансере, Л.В. Позеном, М.М. Антокольским, И.Я. Гинцбургом. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, они стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.
В произведении С.И. Иванова «Мальчик в бане» уже виден отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, свойственных скульптуре первой половины XIX века, и отчетливее проявляется национальный характер образа. Большой непосредственностью в передаче поз и движений, а главное — внутреннего состояния человека, отличаются замечательные работы Чижова «Крестьянин в беде» и «Резвушка».
Представителем реалистического направления в отечественной пластике был Лансере, предпочитавший работать в малых формах, создав большое количество оригинальных многофигурных произведений так называемой кабинетной скульптуры. Мастер бытового жанра, он, так же как и Клодт, тяготел к анималистической тематике, органично соединяя в своих, часто сложных, композициях человека и животного.
Избегая клодтовской обобщенности и идеализации форм, Лансере стремился к максимальной достоверности, к тщательному воссозданию бытовых деталей и обстановки места действия персонажей при тончайшей, филигранной проработке фактуры («Киргизский косяк на отдыхе», «Запорожец после битвы», «Табун кабардинских лошадей»).
Свежие комментарии
Нет комментариев для просмотра.
Поиск
Категории
- Slide News
- Архитектура античной Греции
- Архитектура древнего Рима
- Архитектура и скульптура
- Архитектура иллюзивная
- Архитектура ландшафтная
- Архитектура Русская
- Архитектура современная
- Боги вокруг нас
- Ванна из мрамора
- Виды скульптуры
- Геометрические дефекты
- Гранит
- Дерево окаменелое
- Древняя скульптура
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- История скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Камины из мрамора
- Камни средней твердости
- Конструктивные дефекты
- Купить скульптуру
- Мемориальная скульптура
- Мрамор
- Мраморная мебель
- Мраморные вазы
- Мраморные изделия
- Мраморные лестницы
- Мраморные пьедесталы
- Мраморные фонтаны
- Мраморный бюст
- Мягкие камни
- О компании
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Рельеф из мрамора
- Скульптура
- Скульптура Ангела
- Скульптура Будды
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура львов
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты
- Твердые камни
- Услуги и цены