Голова колосса Эхнатона
Это лицо ярко выделяется из всей галереи скульптурных портретов египетских царей: Аменхотеп IV, взявший себе новое имя – Эхнатон и правивший около семнадцати лет, около 1350-1333 гг. до н.э. Глаза царя более узкие, чем на статуях его предшественников, губы полнее и более изогнуты. Лицо вписывается не в привычный прямоугольник, а скорее напоминает собой остроконечный треугольник, завершающей нижней точкой которого становится удлиненный подбородок. Скульптурные портреты египетских царей всегда несут в себе следы обязательной стилизации по установленному стандарту – для Эхнатона были разработаны новые правила, видимо, основанные на реальных чертах лица царя.
Разрыв с традиционным стилем царских изображений стал результатом религиозно-политического переворота, произошедшего в Египте того времени. На протяжении своей многотысячелетней истории египтяне создали религиозную систему, в которой почитание единого божества-творца не противоречило существованию культов многих богов, которые понимались как проявления его божественной сущности. Это породило появление культов множества местных богов, порой отождествляемых друг с другом, меняющих свои основные функции, ассимилирующих функции других божеств. Статус национального божества имели Ра, Осирис; когда столицей стали Фивы, то статус государственного бога получил местный бог Амон, отождествленный с Ра в облике «сокровенного» творца Вселенной. Аменхотеп IV развернул богоборческую программу, ниспровергнув культ Амона, а также многих других богов. На их место пришел культ малоизвестного ранее солнечного бога Атона, зримого в небе в облике солнечного диска: «Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, владыка всего, что обегает диск солнца, владыка неба и владыка земли…»
Во время реформы не пострадали культы других солнечных богов и богинь; религия Эхнатона никогда не была монотеизмом, хотя такое утверждение часто встречается. С другой стороны, отказавшись от почитания многих богов и их священных животных, царь провозгласил более абстрактный культ Солнца, бога, которого можно было увидеть в этом мире собственными глазами. Атон, «единственный» зримый облик бога, согласно новой идеологии, покровительствовал Эхнатону, своему единственному сыну на земле. Именно это утверждают новые государственные гимны Атону и документы официальной царской пропаганды. Эхнатон узурпировал право египтян обращаться к божеству, став единственным посредником между ним и человечеством. Эхнатон поместил себя между богом и человечеством, пытаясь таким образом идеологически укрепить свою собственную власть.
Скорее всего, для ниспровержения Амона и божеств его круга послужили не столько религиозные мотивы, сколько серьезные политические причины. Так сложилось, что жречество Амона в Карнаке оказывало значительное влияние на царя, которому пришлось порвать с традиционными устоями в мировоззрении, для того чтобы править единолично. Тот факт, что Эхнатон перенес царскую резиденцию из Фив в эль-Амарну, подтверждает эту гипотезу. На первом году правления он возвел огромные храмы своему богу Атону в Карнаке. Дворы первого храма, называвшегося Гемпаатон – «Атон найден», были украшены многочисленными колоссами царя, созданными скульптором Баком; голова одного из них, найденная археологами в 1926 году, хранится в Луксорском музее.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф Супруги на пиру”
следующая статья цикла: “Рельеф Царская семья”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты